Людей, которые не могут платить по долгам, становится все больше с каждым годом. Многие из них хотят списать долги с помощью банкротства. Их вдохновляют истории тех, кто уже прошёл процедуру и вздохнул с облегчением.
Но сейчас банкротиться гораздо труднее, чем год-два назад. Что уж говорить о 2015-2016 годах — когда проходили первые банкротства.
Есть должники, которые, желая сэкономить, думают банкротиться самостоятельно. Или обращаются к юристам, которые обещают обанкротить их «со 100% гарантией» за 5 тысяч рублей. В обоих случаях будут допущены ошибки. Есть риск не только лишиться имущества, но и остаться с долгами, потому что суд их не спишет.
Что усложнилось в банкротстве граждан в сравнении с тем, как проходила процедура 5-6 лет назад?
Когда появилось банкротство физлиц, судебной практики по этому направлению ещё не было. Ни должники, ни кредиторы не понимали, как должно работать банкротство физлиц. Но люди начали банкротиться, «обкатывая» тем самым процедуру банкротства. Многие вопросы, возникающие в процессе, решались в пользу должников.
А что кредиторы? Они практически ничего не делали. Поначалу они пассивно наблюдали за банкротством своего должника и ничем ему не мешали. Например, раньше в банкротстве гражданина часто не учитывалось совместно нажитое имущество супругов, и кредиторы ничего не делали, чтобы выделить из него долю и взыскать эту долю. На торги выставлялось только имущество должника.
Пока шли первые банкротства, кредиторы сидели тихо не потому, что спокойно относились к списанию долгов. А потому, что не знали, как именно искать имущество должника, оспаривать его сделки, доказывать недобросовестность и подводить к тому, чтобы суд не списал долги.
Но постепенно кредиторы научились «вставлять палки в колеса» и освоили механизмы, позволяющие это делать. Теперь кредиторы — уже не отстранённые наблюдатели за процессом банкротства, а активные участники этого процесса.
Что именно делают кредиторы? К чему надо готовиться тем, кто собирается банкротиться?
Кредиторы добиваются отстранения «чужого» финансового управляющего и ставят «своего»
Должнику очень важно подать заявление о банкротстве самому. Ведь если это сделают кредиторы, то и финансового управляющего они «выберут». И уж он-то точно сделает так, чтобы у вас были проблемы. Будет искать все, что у вас есть и нет, оспаривать сделки и доказывать вашу недобросовестность. Все это запросто может привести вас к несписанию долгов.
Но если вы подали заявление сами, расслабляться рано. Теперь нередки случаи, когда кредиторы добиваются отстранения «вашего» финансового управляющего от дела и добиваются, чтобы суд утвердил лояльного к ним управляющего.
Ваши интересы уж точно не будут у него в приоритете. И хорошо, если в такой ситуации должник остаётся не один, а с юристами, которые ему помогают в банкротстве. А если нет?
Кредиторы научились оспаривать сделки. Они обнаружат любую попытку вывести имущество и даже нормальные сделки объявят мошенническими
За несколько лет кредиторы, кажется, изучили все схемы, которые применяют должники для вывода имущества. Тем более схемы эти — топорные. Все эти продажи квартир маме, папе, брату, переоформление недвижимости на жену или мужа — все это кредиторы отлично знают.
Должнику может казаться, что он все продумал и не «подкопаешься». Некоторые должники возмущаются «я ведь ни в чём не нарушал закон! Разве я не имею права продать свою квартиру своей матери?». Да, это законно. Но это не значит, что такую сделку нельзя отменить в суде. Кредиторы исследуют все сделки, которые должник совершал за 3 года до начала банкротства. И если находят хоть малейшую зацепку, пытаются эти сделки отменить.
Не устаем повторять: ни в коем случае не пытайтесь самостоятельно прятать имущество до банкротства. Вы можете наделать ошибок, которые потом будет очень трудно или даже невозможно исправить. На кону — ваше имущество и шанс списать долги через банкротство.
Теперь и единственное жильё могут забрать
Раньше единственную квартиру или дом в процедуре банкротства не забирали. Это было «железобетонное» правило. Исключения — ипотечное жильё.
Но в апреле 2021 года произошло значимое событие — Конституционный суд разрешил лишать должников единственного жилья. В Постановлении КС РФ от 26.04.2021 № 15-П суд прописал, что должны исследовать суды, решая забирать у должника единственное жильё или нет:
- сумма долга;
- стоимость жилья, метраж;
- сколько человек живёт в этом жилье;
- когда должник купил квартиру и когда появились его долги;
- было исполнительное производство по долгам, когда он покупал жильё или нет;
- и даже обстоятельства, из-за которых жилье стало единственным.
Теперь кредиторы будут активно «копать» в этом направлении и доказывать, что недвижимость должна быть изъята и продана. А суды, ссылаясь на Постановление Конституционного суда, могут принять решение о реализации единственного жилья.
Это в теории. А на практике многое будет зависеть того, насколько правильно должник подготовился к банкротству, и есть ли у него юридическая поддержка.
Любимый конек кредиторов — обвинить должника в недобросовестности, чтобы суд не списал ему долги
Уж как только кредиторы не стараются убедить суд, что должник действовал недобросовестно. Вот лишь несколько их самых частых «аргументов»:
- должник завысил доходы, когда заполнял анкету при оформлении кредита. При этом банки «забывают», что сами предлагают указывать «прочие доходы». В большинстве анкет даже пункт такой есть;
- оформляя кредит, должник заведомо знал, что платить по нему не будет. Но это лишь предположения банка, которые ему, как правило, нечем доказать. Доказать, о чем думал должник, банк не может. Но зато может потрепать нервы в ходе процедуры;
- до банкротства должник продал имущество и большую часть денег утаил. Например, продал авто за 500 тыс. рублей, а по кредиту заплатил только 100 тыс. рублей. Но кредитор забывает, что помимо него есть еще кредиторы. Да и к тому же у должника могли возникнуть непредвиденные проблемы, требующие расходов (заболел, нужны были лекарства, например).
В практике БОЛЬШОГО ДЕЛА много разных примеров лукавства кредиторов. Например, один кредитор очень не хотел, чтобы суд ввёл реализацию имущества должника, потому что понимал, что реализовывать особо нечего. Кредитор пытался убедить суд, что у должника есть не только пенсия, но и другие доходы, а значит, надо вводить реструктуризацию долгов. Кредитор представил в суд несколько фото, которые якобы доказывали, что должник торгует на рынке и имеет от этого доход. Этот аргумент был очень слабым, и мы без труда убедили суд, что эти фотографии ничего не доказывают. Суд списал пенсионеру долги.
Кредиторы будут очень стараться, ведь если у них получится, долги останутся с вами. И вы будете до конца их выплачивать.
Банкротиться самостоятельно можно. Но очень рискованно
У банков есть штат юристов, они умеют искать имущество, знают, какие аргументы убедят суд в вашей недобросовестности, знают, как выставить ваши действия в дурном свете. Тягаться с ними непросто.
Но до борьбы с кредиторами ещё дойти надо. Собрать документы, правильно составить заявление и подать его в суд. А потом ходить на заседания. Вы уверены, что сможете убедительно противостоять в суде юристу банка, который годами занимается делами о банкротстве?
Очевидно, что кредиторы сильнее должника — юридически, финансово и т. д. Однако это не значит, что они все делают правильно, не совершают ошибок и не способны схитрить. На то и нужен юрист по банкротству, который владеет ситуацией, предугадывает действия кредиторов и будет готов к любой их «выходке».
Как выбрать юриста по банкротству
Своё банкротство лучше доверить юристам, которые специализируются в этой области. То есть регулярно помогают гражданам банкротиться, владеют актуальной судебной практикой и в курсе всех изменений в законодательстве.
Не стоит «вестись» на рекламные заголовки «Спишем долги! Гарантия — 100%». Посудите сами, как юрист может дать гарантию, если он вас в глаза не видел, а тем более не знает все обстоятельства вашего дела? Да и решение принимает судья, а не юрист. Добросовестные юристы не дают таких обещаний.
Не спешите радоваться, когда увидите объявление с очень низкими ценами на услуги юристов по банкротству. Обычно выясняется, что эти юристы, например, только документы собирают, а в суд не ходят. Или не выполняют какую-то еще необходимую часть работы.
Банкротство под ключ с грамотными юристами не может стоить дешево. Зато позволит сохранить ваше имущество и списать долги.
Немного статистики: количество банкротств растет, но далеко не все, кто подал заявление, доходят до финала
По данным Федресурса в 2020 году банкротами стали более 119 тысяч россиян, что на 72,6% больше, чем в 2019 году. Эти люди могут начать новую жизнь, в которой не будет долгов. Но таких счастливчиков могло бы быть больше.
Посмотрим на примере Тульского региона, сколько должников сталкиваются с трудностями ещё на первом этапе банкротства.
За апрель — июнь 2021 г. в Арбитражный суд Тульской области подано 750 заявлений о признании гражданина банкротом, из них:
- приняты и назначены к производству – 625 заявлений;
- оставлены без движения – 81 заявление;
- возвращено – 3 заявления;
- нет решения по 40 заявлениям;
- прекращено производство по одному заявлению.
То есть каждое четвёртое заявление не принято к производству.
О чем это говорит? О том, что даже до стадии «Принятое судом заявление» доходят не все. И причина в том, что должник готовил заявление и документы самостоятельно или это делали юристы, которые отнеслись к работе недобросовестно.
Выводы
За последние годы процесс банкротства для должника усложнился. Если раньше судебная практика была в основном на стороне должников, то сейчас все больше перевес в сторону интересов кредиторов.
Кредиторы все активнее участвуют в процедуре банкротства. Оспаривают сделки, добиваются смены финансового управляющего, требуют несписания долгов.
Самостоятельное банкротство — рискованный шаг, чреватый потерей имущества и несписанием долгов. Лучше обратиться к грамотным юристам по банкротству.
Записаться на консультацию можно, позвонив по телефону в офис или отправив сообщение на нашем сайте.
Адрес офиса: Калуга, ул. Рылеева, 19
Телефон: 8 (800) 222-57-05