Частая ситуация: компания-должник прекращает платить, ее долг уже успешно просужен, но взыскивать совсем нечего: ни денег, ни имущества у неё нет. Кредиторам остаётся только рвать на себе волосы и предаваться грустным думам о бренности бытия.
Но не все так плохо. Если у компании нет имущества, то оно может найтись у её руководителей — директора и учредителей. Субсидиарная ответственность — это возможность кредитора получить свои деньги с руководителя компании-должника.
Субсидиарная ответственность возможна не всегда. Не всегда можно взыскать деньги, которые задолжала фирма, с её директора или учредителя.
Директор должника не вовремя подал заявление о самобанкротстве? Субсидиарку на него!
Одно из оснований привлечь руководителя к субсидиарке — если он не подал вовремя заявление о банкротстве своей компании. Вообще есть несколько действенных и эффективных способов привлечь директора к субсидиарной ответственность, но в этой статье мы говорим об одном из них — о привлечении КДЛ (контролирующего должника лица) за неподачу/несвоевременную подачу заявления о самобанкротстве.
Дело в том, что когда директор должника видит, что у его компании дела пошли плохо, он обязан подать в Арбитражный суд заявление о банкротстве своей компании, если в течение 3-х месяцев дела не улучшатся. Что значит «дела пошли плохо»?
Это значит, что компания в какой-то момент не смогла заплатить всем кредиторам. Например, у компании 10 кредиторов. 9-ти она заплатила, а на 10-го не хватило денег. С того дня, как надо было заплатить 10-му, начинают отсчитываться три месяца. Если в течение этого срока дела не пошли лучше, денег все так же нет, то в течение следующего месяца руководитель должника уже обязан подать заявление о самобанкротстве.
Долг должен быть просужен, иначе вы ничего не получите
Просуженный долг — это когда должник должен деньги кредитору, кредитор идёт в суд за взысканием, суд решает, что должник действительно должен кредитору деньги, выносит соответствующее решение, и оно вступает в законную силу. То есть просуженный долг — это долг, по которому есть вступившее в законную силу решение суда.
Так что вам в любом случае придётся просуживать долг перед вами.
Итого, чтобы можно было привлечь директора должника к субсидиарной ответственности из-за не вовремя поданного (или вообще не поданного) им заявления о банкротстве, надо, чтобы:
- он был обязан подать заявление о банкротстве его компании, но не сделал этого;
- у вас был просуженный долг этого должника.
Требуется просудить долг с контрагента? Наши юристы готовы помочь в сопровождении Вашего дела в арбитражном суде.
Что именно вы получите, если все пройдет хорошо?
Субсидиарная ответственность за неподачу заявления о самобанкротстве позволяет взыскать с директора только те долги компании, в которые она влезла после истечения 3-х месяцев неплатежей до момента подачи заявления о банкротстве.
Но в этом всём есть одна сложность...
Директор может соскочить с субсидиарной ответственности за неподачу вовремя заявления о самобанкротстве
Суд не привлечёт директора к субсидиарке, если директор докажет, что он не подал заявление, потому что рассчитывал, что дела у компании пойдут лучше, компания сможет платить кредиторам и работать дальше.
На практике примерно половине директоров удаётся убедить в этом Арбитражный суд, и к субсидиарке этих директоров не привлекают.
Конечно, директору недостаточно просто сказать, что он надеялся на улучшение положения компании. Он должен привести веские доказательства того, что у него были причины рассчитывать на улучшение финансовой ситуации фирмы. Что это могут быть за доказательства?
- Разумный и обоснованный бизнес-план по выводу компании из кризиса;
- деловая переписка с компанией, которая собиралась купить товары, лежащие на складе должника. Если бы товары были проданы, то платежеспособность должника была бы восстановлена;
- договор с новым контрагентом, который собирался начать сотрудничать с должником и был готов перевести аванс и т.д.
Но наша-то задача — доказать, что все аргументы директора о попытках вывести компанию из кризиса — липа.
Что в этой ситуации делаем мы, работая на стороне кредитора? Изучаем, что за компания «Василёк». Может, это липовая компания, которая была зарегистрирована за неделю до начала всей этой банкротной истории? Может, у этой компании не было никогда 10 млн. рублей, и заключить договор с Лютиком на такую сумму Василёк не мог? Может, этот договор — просто попытка директора должника заморочить Арбитражный суд и уйти от субсидиарной ответственности?
Как именно мы изучаем Василёк?
- Из выписки ЕГРЮЛ мы видим, когда была зарегистрирована эта компания. Если совсем недавно, это это аргумент о том, что директор должника пытается водить нас за нос;
- из той же выписки мы видим, кто учредитель Василька. Может, это жена директора Лютика? Это ещё один аргумент о том, что весь этого договор на 10 млн. — фейк;
- анализируем информацию из сервиса налоговой «Прозрачный бизнес». Этот сервис оценивает компанию по 20-ти параметрам;
- смотрим в картотеке арбитражных дел, судился ли с кем-либо Василёк. Если не судился — это опять довод в пользу того, что Василёк — нереальная компания.
Задача Арбитражного управляющего и наша задача как юристов, которые контролируют его деятельность — доказать, что у директора компании-должника не было причин надеяться на восстановление платежеспособности должника. Если юристы будут сидеть сложа руки, директор может доказать свою добросовестность.
- сезон очень сильно влияет на работу Авангарда;
- народ не платил Авангарду за тепло, но компания пыталась взыскать эти долги, то есть сложа руки не сидела;
- компания пыталась привлечь деньги из других источников.
Но есть и противоположная судебная практика. Например, компания в 2011 году имела признаки банкротства. Директор пытался спасти компанию, но у него не вышло. К октябрю 2012 года стало ясно, что план по спасению провалился, но директор так и не подал заявление о банкротстве. Суд привлёк директора к субсидиарной ответственности с того момента, как стало ясно, что компанию не спасти (с октября 2012 года). Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.04.2018 № Ф09-8740/15 по делу № А50-8807/2013.
Бывает, что директора заявляют, что формальные признаки банкротства ещё не означают, что компания действительно банкрот. А раз так, то согласно позиции директора, нет оснований привлекать его к субсидиарной ответственности. Так в одном деле завил директор. Но в таком случае его задача — доказать своё утверждение, что признаки банкротства ещё не означают объективное банкротство. Если директору не удастся доказать свою правоту, то субсидиарки ему не избежать. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.01.2018 № Ф03-5286/2017 по делу № А04-7254/2015.
Хотите привлечь должника к субсидиарной ответственности? Мы расскажем весь алгоритм действий по Вашей ситуации и сопроводим в арбитражном суде.
Для кредиторов есть ещё одна хорошая новость — можно привлечь к субсидиарке не только нынешнего директора, но и предшествующих, если они должны были подать заявление о банкротстве, но не сделали этого.
Работает ли привлечение директора должника к субсидиарной ответственности за неподачу заявления на практике?
Да, работает.
Например, в деле № А37-1225/2015 с директоров взыскали 158 млн. рублей именно за то, что они не подали заявление о банкротстве в положенный срок.
Привлечь к ответственности можно не только директора, а всех контролирующих лиц. Например, было дело, где директор и конкурсный управляющий доказали, что учредители компании знали о её плачевном положении. Директор призывал учредителей собраться и решить этот вопрос, но учредители отказывались это делать. В результате срок на подачу заявления о банкротстве был пропущен. К субсидиарке привлекли и директора, и учредителей. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2018 № 17АП-1996/2018-АК по делу № А50-980/2015.
Выводы
Есть срок, в течение которого директор обязан подать заявление о банкротстве компании. Проходит три месяца с того момента, как компания не смогла заплатить контрагентам. Потом наступает 4-ый месяц. В течение этого четвертого месяца директор обязан подать заявление.
Если директор не подал заявление о банкротстве, то его можно привлечь к субсидиарной ответственности по долгам, которые появились у компании после пропуска срока.
Суд может освободить директора от субсидиарки, если директор докажет, что у него были веские и реальные причины полагать, что платежеспособность компании восстановится. Задача кредиторов и их юристов — доказать обратное. В таком случае директора к субсидиарке привлекут.
Записаться на консультацию можно, позвонив по телефону в офис или отправив сообщение на нашем сайте.
Адрес офиса: Калуга, ул. Рылеева, 19
Телефон: 8 (800) 222-57-05