Как обычно привлекают директоров (учредителей, топ-менеджеров и прочих контролирующих должника лиц, далее «КДЛ») к субсидиарной ответственности?
- Подаётся заявление о банкротстве компании;
- банкротство идёт, у компании имущества нет или его очень мало;
- подаётся заявление о субсидиарной ответственности;
- КДЛ изо всех сил доказывает, что нет никаких оснований привлекать его к субсидиарной ответственности, кредиторы доказывают обратное;
- КДЛа привлекают или не привлекают к субсидиарной ответственности.
Но бывает и по-другому. Сейчас расскажем подробнее.
Как можно привлечь директора или учредителя компании к субсидиарной ответственности без банкротства компании?
Банкротство фирмы стоит денег. Надо платить арбитражному управляющему, оплачивать публикацию в ЕФРСБ (сумма плавающая, в районе 20 тысяч рублей на момент написания этой статьи), оплачивать почтовые расходы (а корреспонденции в процедуре банкротства очень много).
Кроме того, АУ может привлекать оценщиков, юристов, бухгалтеров, заказывать разные экспертизы и т.д. На все это нужны деньги.
«По умолчанию» банкротство оплачивается из средств должника. Это значит, что у него должно быть имущество, чтобы оплатить банкротство (расходы на АУ, публикацию, почтовые расходы).
Но бывает, что у должника вообще ничего нет. И заплатить за своё банкротство он не сможет. Или непонятно, есть ли у должника достаточно имущества, чтобы заплатить за своё банкротство. Что делать?
В такой ситуации Арбитражный суд на первом заседании предлагает кредиторам оплатить банкротство. По нашей практике, речь идёт о 100-150 тысячах рублей. Арбитражный суд предлагает кредиторам положить эти деньги на депозит суда. Если кредиторы считают, что «овчинка стоит выделки», то есть у компании есть имущество, которое окупит оплату банкротства, то кредиторы. скорее всего, согласятся оплатить банкротство фирмы.
А если не согласятся?
Значит, денег на банкротство нет. И процедура банкротства прекращается. Как её проводить, если на неё нет денег (о том, что банкротство прекращается, сказано в п.1 ст. 57 закона «О несостоятельности (банкротстве»))?
Нет времени разбираться в тонкостях возврата долгов с контрагента? Оставьте заявку и мы проведем процедуру взыскания "под ключ".
Если процедура банкротства прекращена из-за отсутствия финансирования, кредиторы могут привлечь КДЛ к субсидиарной ответственности.
Чуть-чуть терминологии.
Часто ли бывает, что банкротство прекращается из-за того, что ни у кого нет денег на оплату этой процедуры? Не очень часто, но вообще такое случается. Например, в деле компании «СпецТранс» из Кемеровской области так произошло: налоговая доначислила компании порядка 7 млн руб налога, пеней и штраф, компания заплатить не смогла, и налоговая подала на банкротство. В процессе выяснилось, что имущества у компании нет. Налоговая отказалась финансировать банкротство, и оно было прекращено (что открыло для налоговой инспекции возможность взыскивать долги в порядке субсидиарной ответственности с КДЛ компании). Это было в деле № А27-15408/2018.
Итак, банкротство прекращено, все долги остались. В этом случае кредиторы могут подать заявление о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности. Получается, что банкротство компании завершилось, не начавшись (на первом же заседании АС).
Для кредитора это хорошо? Для кредитора это просто замечательно! Ведь он может запустить руку в карман КДЛ, не тратя время на банкротство компании. Для кредитора эта ситуация сокращает время: не надо терять месяцы на банкротство.
Но КДЛ тоже прекрасно понимает эту ситуацию. Ему выгодно, чтобы шло банкротство его компании: это позволит потянуть время перед субсидиаркой и, возможно, вывести часть имущества и т.д.
Поэтому в деле может появится дружественный кредитор, у которого найдутся деньги на проведение банкротной процедуры, и возможность взыскать субсидиарку без банкротства для кредиторов будет потеряна.
Что мы делаем, если в деле появляется дружественный кредитор, готовый финансировать процедуру банкротства?
Ищем возможности доказать в суде, что кредитор этот — фиктивный, а долга-то перед ним у должника вообще нет.
Мы смотрим основание возникновения долга. Что там у них вообще было — договор поставки, займа или что-то другое? Анализируем, не «нарисованный» ли это вообще договор? Является ли кредитор действующей организацией или ИП? Когда он был зарегистрирован? Может, он регистрировался за неделю до начала банкротного процесса, а договор поставки годичной давности?
Также мы требуем у должника и кредитора, чтобы они представили в суд другие документы, которые характеризуют их взаимоотношения — выписки по платежам, акты и т.д. Во всём этом мы ищем неувязки, которые говорят о том, что договор — липовый и кредитор — тоже липовый.
В деле может быть много «ненормальностей», например, если кредитор в течение пары лет не просуживает долг и не пытается его взыскать — это странно, обычно компании так себя не ведут. На это надо обращать внимание суда. Если он решит, что кредитор — дружественный, и что долг перед ним на самом деле отсутствует, то этот кредитор покинет банкротную процедуру, и оплатить её он не сможет. Что вам, как реальному кредитору, и нужно.
Выводы.
У кредиторов есть возможность приступить к взысканию субсидиарной ответственности директора компании, даже если процедуры банкротства этой компании не завершена.
Для этого необходимо, чтобы процесс банкротства фирмы некому было оплатить. Поэтому реальные кредиторы заинтересованы в том, чтобы именно так и произошло.
Записаться на консультацию можно, позвонив по телефону в офис или отправив сообщение на нашем сайте.
Адрес офиса: Калуга, ул. Рылеева, 19
Телефон: 8 (800) 222-57-05