В Налоговом кодексе говорится о двух видах проверок — камеральных и выездных. Вот о них в этой статье мы и расскажем.
Камеральные налоговые проверки: что это, как и в какой срок проводятся
Что это такое. Камеральная проверка — это когда компания подаёт в налоговую инспекцию декларации (по НДС, по налогу на прибыль, по другим налогам) и инспекция проверяет, все ли там правильно:
- верно ли налогоплательщик посчитал налоги;
- не забыл ли он отразить в налоговой базе все сделки;
- не завысил ли он налоговые вычеты (например, компания при исчислении налога на прибыль заявила расходы на 12 млн руб, но инспектор считает, что на нужды бизнеса было потрачено только 10 млн руб, а 2 млн руб были потрачены на «хотелки» директора).
При этом налоговая сравнивает данные к декларации с другими документами, которые у неё есть.
Пример выше — утрированно примитивный, да и интересует налоговую в первую очередь на налог на прибыль, а НДС, а с ним все хитрее, чем с налогом на прибыль. Но принцип мы обозначили.
Как проводится. Автоматически, компьютером. Когда компания или ИП подают декларацию, тогда проверка и начинается. Никаких постановлений, решений о проведении камералки не выносится. Налоговый инспектор в камеральной проверке не участвует, он подключается, только если программа найдёт в декларации что-то странное.
Срок камеральной налоговой проверки. 3 месяца. Если все нормально, то никаких коммуникаций между бизнесом и инспекцией по результатам камералки нет.
А вот если что-то не так, то инспекция напомнит о себе.
Что будет, если у инспекции появятся вопросы по результатам камеральной проверки?
Налоговая захочет разобраться в ситуации. Для этого она может:
- запросить пояснения (потребовать письменно ответить на её вопросы и предоставить дополнительные документы);
- вызвать директора на беседу.
Если инспекция запрашивает документы, то она запрашивает их не только у компании, которая её заинтересовала, но и у контрагента этой компании, с которым была спорная сделка. Зачем? Чтобы посмотреть, как у него отражена эта сделка и отражена ли вообще. Если контрагент не покажет документы и если его директор не явится на беседу (его директора инспекция тоже может захотеть увидеть), то это будет истолковано однозначно — контрагент «липовый».
Поэтому налоговая при любой возможности толкует «непонятки» в декларациях против бизнеса. И вас и у контрагента несовпадение в книгах покупок и продаж? Наверное, сделки не было, контрагент — техничка, которая существует только на бумаге. А раз не было сделки, то вычеты по НДС вам не полагаются, как и уменьшение налога на прибыль.
Налоговая не заинтересована в том, чтобы разобраться, правильно вы заплатили налоги или нет. Она заинтересована найти налоговое нарушение и доначислить налоги, пени и штрафы.
Что будет, если не представить запрошенные документы?
Есть риск, что инспекторы появятся на пороге компании вместе с полицейскими, чтобы провести обыск и выемку документов. При этом в их руки попадает огромное количество информации, которую при малейшей возможности истолкуют против вас.
И ваши сотрудники, впечатленные таким лихим поворотом сюжета, скорее всего, разбегутся.
Но риск появления полицейских в вашем офисе — это не все. Есть и другая опасность — что ваша компания попадает в план выездных налоговых проверок.
Выездная налоговая проверка — это похороны бизнеса
Почему такой высокий процент проверок привели к доначислениям? И почему среднее доначисление такое большое?
Тут лучше начать издалека.
Налоговая — самый технологичный госорган в России. На службе у инспекции много программных комплексов, которые автоматически выполняют массу разных функций. Это и Налог-3, и АСК НДС-2, и ПИК «Однодневки» и другие. Они постоянно совершенствуются и интегрируются друг с другом.
Кроме того, в налоговую стекается огромное количество информации:
- кто, кому продал какой товар и какую оказал услугу;
- кто кому какую продал недвижимость и транспорт;
- какая компания с кем аффилирована; кто какой бизнес возглавляет и т.д.
Обладая таким объёмом информации, инспекция отлично видит цепочки контрагентов. И — это самое главное! — видит, как продаётся по этой цепочке товар и как контрагенты уплачивают НДС с этих сделок. Ведь НДС — налог, который уплачивается «по цепочке».
И если где-то возникает разрыв в уплате НДС, инспекция видит это моментально. Такие вещи показывает программа АСК НДС-2.
«Разрыв» в уплате НДС — это когда покупатель заплатил продавцу за товар вместе с НДС, а продавец этот НДС в бюджет не перечислил. А покупатель хочет этот НДС из бюджета вернуть. Но как же он вернёт НДС из бюджета, если в бюджете этого НДС нет?
При чём тут выездные проверки?
При том, что инспекцию в первую очередь интересуют компании, в цепочках контрагентов которых есть такие «разрывы». И если сумма планируемых доначислений достаточно велика, есть большая вероятность, что инспекция придет с выездной налоговой проверкой.
А почему среднее доначисление такое большое? Потому, что инспекцию интересуют компании, с которых есть, что взять. К бедным компаниям она с выездными проверками не ходит, её интересует добыча «пожирнее».
Есть ещё Концепция системы планирования выездных налоговых проверок
Это документ, в котором инспекция рассказывает, по каким признакам она отбирает компании для проверки. Вот эти признаки:
- низкая налоговая нагрузка;
- у компании убытки в течение 2-х лет;
- доля вычетов по НДС больше 89% за год;
- расходы растут быстрее, чем доходы;
- зарплата сотрудников ниже средней зарплаты сотрудников из тех же отраслей экономики в том же регионе страны;
- расходы почти равны доходу (для ИП);
- бизнес покупает товары через цепочку поставщиков, но зачем он так поступает, неясно (нет деловой цели);
- компания не предоставляет документы по запросам налоговой;
- компания «мигрирует» от одной налоговой к другой;
- рентабельность бизнеса слишком сильно отклоняется от средней рентабельности по данным статистики.
Если в дополнение к «разрываем» у компании находится что-либо из этого списка — с высокой степенью вероятности выездная будет.
Где, как и в какой срок проводится выездная налоговая проверка?
Где. Официально — на территории налогоплательщика, то есть в его офисе. Реально же инспекция запрашивает документы у компании по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) и изучает их на своей территории, то есть в инспекции.
Какой срок охватывает проверка. 3 года до даты вынесение решения о назначении проверки. Например, если проверка назначена в 2023 году, то проверять могут 2020-2022. Иногда налоговая может немного «выехать» за эти пределы, но такое случается редко.
Как проводится проверка. У инспекции 3 основных источника информации:
- документы;
- компьютеры;
- свидетели.
Документы. Налоговая запрашивает и у компании и у ее контрагентов договоры, дополнительные соглашения, книги покупок и продаж, оборотно-сальдовые ведомости, спецификации, акты сдачи-приёмки, товарно-транспортные накладные и сверяет их между собой. Разночтения — аргумент о том, что сделки в реале не было, она была нарисована, чтобы уменьшить налоги.
Компьютеры. Инспекция может изымать у бизнеса технику, чтобы посмотреть, какую та хранит информацию. Делается это с полицией.
Изъяв жесткие диски компьютеров, налоговая будет смотреть, что там внутри: а может, первичные документы контрагентов изготовлены на компьютерах компании? В таком случае будет однозначный вывод, что контрагенты полностью подконтрольны компании, а значит, никаких вычетов НДС и уменьшения налога на прибыль ей не положено.
Свидетели. Допросы свидетелей — одно из самых любимых мероприятий налоговой, ведь при этом всегда всплывает масса информации, которая так нужна налоговой для доначислений.
О том, как налоговая хитрит во время допросов, можно писать книги, романы, энциклопедии. Но если мы распишем это здесь, то статья получится непозволительно большой.
В общем, вывод по выездным проверкам — следует прикладывать все усилия, чтобы под выездную не попасть. Потому что выездная — это самая прямая дорога к банкротству бизнеса и субсидиарной ответственности тех, кто его возглавляет.
Выводы
Есть два типа налоговых проверок — камеральные и выездные. Камеральная — это обычная, рутинная, ничем не примечательная проверка.
Выездной проверки удостаиваются не все компании, а только те, кого инспекция заподозрила в серьезных налоговых нарушениях и кому она планирует доначислить десятки миллионов рублей налогов, пеней и штрафов.
Налоговая инспекция — технологичный орган, который обладает огромным количеством информации о бизнесе. Поэтому её выездные проверки очень эффективны и часто приводят к банкротству компаний и предпринимателей. Налоговая знает, куда и как бить.
Юридическая компания БОЛЬШОЕ ДЕЛО
Записаться на консультацию можно, позвонив по телефону в офис или отправив сообщение на нашем сайте.
Адрес офиса: Калуга, ул. Рылеева, 19
Телефон: 8 (800) 222-57-05